БМВ Е34. ЗАМЕНА МОТОРЧИКА ОТОПИТЕЛЯ (ПЕЧКИ).
Автор av6271$comtv.ru
Акула 535
1. Вводные
Моим
подопытным является BMW модели 535iA, в кузове Е34 седан, с
пламенным сердцем М30В35, выпуска 1990 года, произведенного для Европы. В
данном автомобиле установлен отопитель фирмы "Valeo", в который внедрялся моторчик от двух производителей, как-то
родной моторчик "Valeo", так и моторчик
"Bosch" (№0130111135), которые являются взаимозаменяемыми.
Забегая немного вперед, скажу, что демонтированный моторчик печки в моем
случае, имел табличку-лейбл "Valeo" наклеенную поверх
номера и обозначений на корпусе моторчика "Bosch". Так что и такое
встречается.
Почему
собственно замена? Какие симптомы? Бюджет? Трудоемкость и необходимый
инструмент? Смысл производства операции своими руками? – Стоп, стоп, стоп.
Вопросов действительно возникает достаточно, поэтому попробуем в этом
разобраться подробней.
2.
Симптомы и принятие решения о замене.
Борьба
с симптомами и их устранениями началась сразу после новогодних праздников.
Автомобиль, постояв и отдохнув, решил продлить отпуск. Внезапно, в одну из
поездок, появился писк из центральной части торпедо. Внимание я конечно на это
обратил, но так чтобы подумать о кончине моторчика отопителя – ни в коем
случае. На какой-то из ровных дорог г.Москвы, авто поднялось, шмякнулось назад
и писк исчез. С этих двух моментов и начались баталии за подачу тепла.
А происходило все так:
писк то появлялся, то пропадал. Несколько раз, на холодную, моторчик не
пускался из положения "1-2" регулятора оборотов. Потом вдруг пропали
все три первые скорости вращения, но тут то я смекнул, что все дело в блоке
сопротивлений. Вооружился нехитрым инструментом и нырнул под "крышку
ящика".
Позволю небольшое
отступление. Многие говорят, что для снятия/установки блока сопротивлений (фото
№1 вид из моторного отсека), нужно произвести кучу операций. Ничего подобного я
не делал. Ловкость рук и никакого мучения. Этому я посвящу следующий очерк.
Обследовав блок,
почистив контакты, прозвонив и установив его на место, я получил результат –
все скорости работают. Дни летели один за другим. Данную манипуляцию я
производил за разом раз, пока не принял решение о замене блока. Дело было уже в
середине апреля, но она не состоялась, так как пришла мне темной ночью одна
очень интересная мысль, а что если отключение термоконтакта в блоке происходит
из-за перегрева спиралей в результате недостаточного охлаждения поступающим воздухом…
ЭВРИКА!!!
И я полез разбирать отопитель, чтобы взглянуть хотя бы одним глазком, на того
гада, который "в этой печке живет". И надо же, а моторчик-то при
смерти. Не развивает положенных оборотов, коллектор изношен порядком (фото №2).
Переписываю все имеющиеся на корпусе номера, быстренько собираю все назад и
лечу к ПК. Общаюсь с соконфетниками на auto.ru (а можно, пользуясь случаем, передать им всем
привет???), вывод один – замена. Далее вопросы: б/у или новый, с крыльчаткой
или без, сколько будет стоить? На следующий день звонки и поездки на разборы и к официальным дилерам "Bosch".
Нигде нет. А один из официалов - бутик, который живет на ул.Образцова, вообще
заявляет, что данное изделие снято с производства в 2001 году. Понимаю, что
пахнет керосином. Я снова к ПК и по частям, экзистам и прочим. Неделю
размышляю, параллельно продолжаю поиск, но пользованный так и не нахожу.
Значит, пойдем за новым. Как оказалось в последствие, на самом деле эти
моторчики есть б/у, просто не случилось пересечься со счастливыми
обладателями оных.
Заказываю (далее
небольшая рекламная пауза) и через 7 календарных дней держу в руках
желанную желтенькую коробочку. Свершилось.
Теперь надо что-то с
этим делать.
3. Бюджет.
Основные
материалы (фото №3) :
№п/п |
Наименование затрат |
Код изделия |
Цена, у.е. |
Кол-во |
Стоимость, у.е. |
1 |
Моторчик
отопителя "Bosch" |
0130111135 |
153,15 |
1 |
153,15 |
2 |
Заклепка
с распорной вставкой декоративного щитка "BMW" 51 71 1946125 и 51 71 1946125 |
51 71
1928946 |
0,24 |
4 |
0,96 |
3 |
Герметик
силиконовый "Abro" |
ххххххххх |
2,41 |
1 |
2,41 |
4 |
Кабельбиндеры
"КСС" CV-100 |
ххххххххх |
1,60 |
1 |
1,60 |
5 |
Сжиженый
газ "Royal" |
ххххххххх |
1,93 |
1 |
1,93 |
6 |
Ацетон
"Huseyn" |
ххххххххх |
0,93 |
1 |
0,93 |
7 |
Перчатки
х/б "Иваново" |
ххххххххх |
0,38 |
1 |
0,38 |
8 |
Кока-Кола
2л. "Coca-Cola" |
ххххххххх |
1,06 |
1 |
1,06 |
Всего затрат : |
162,42 |
Примечание
: в данной таблице 1у.е. пока приравнивается
стоимости 1 доллара США.
При
условии производства работ по демонтажу/установке своими силами, реально
сэкономить сумму около: 3 н.ч Х 30 у.е. = 90 у.е. Вот и ответ на вопрос. Можно
попить пива.
4.
Трудоемкость и инструмент.
Мои
трудозатраты составили 3ч.40м. с перекурами и фотосъемками. Изначально я думал,
что потребуется часа 4-е без фотографий, а особенно пугала возня со
съемом/постановкой крыльчаток.
(Фото
№3) необходимый инструмент и материалы, за исключением бутылочки Кока-Колы,
Ацетона, х/б перчаток, пинцета и бокорезов, т.к. забыл вложить их в кадр. Так
же на фото видны дополнительные инструменты и материалы (не были куплены
специально), которые могут пригодиться для ремонта электрической части.
Основные
инструменты:
·
набор торцевых головок с трещоткой, воротком и удлинителями (№7,10,13);
·
набор отверток (крест №РН2, шлиц №4; 5,5; 7);
·
набор ключей-шестигранников (№5);
·
турбозажигалка, либо малая горелка;
·
мультиметр (тестер).
Дополнительные
инструменты и материалы:
·
паяльник, пинцет, бокорезы;
·
припой, канифоль, флюс;
·
термоусадка, изолента.
5. Демонтаж.
Поднимаем капот и видим (фото №4). Шаг 1. Выкручиваем шлицевой отверткой №7 две пластиковые заглушки кожуха защиты жгутов и снимаем его (фото №5).
Шаг 2. Отсоединяем разъем датчика уровня охлаждающей жидкости расширительного
бачка и снимаем отводной шланг с патрубка бачка (во многих Е34 с двигателями
меньших объемов, расширительный бачок стоит на радиаторе охлаждения, поэтому
шаг 2 для таких автомобилей несправедлив).
Шаг 3. Теперь пожалейте свои глазки и включите нормальный свет. Откручиваем торцевым ключом №10 пластиковые центрирующие гайки
(2шт. с двух сторон под бортиком), крепящие расширительным бачок к моторному
щитку. Бачок практически свободен.
Шаг 4. Потяните вверх и на себя (стоя слева по ходу движения) пластиковый
защитный кожух электромагнитных клапанов (ЭМК) отопителя. В ножках, которые
находятся с его невидимой нижней стороны, установлены пружинные шайбы, которые
в свою очередь сидят на закругленных металлических головках крепления ЭМК.
Шаг 5. Снимите декоративные колпачки с поводков стеклоочистителя, которые
закрывают узлы крепления.
Шаг 6. Снимаем уплотнительную резинку капотного отсека (фото №6).
Шаг 7. Снимаем правую (пассажирскую) щетку
стеклоочистителя, предварительно открутив гайку торцевым ключом №13 (будьте
внимательны – не потеряйте шайбу, которая установлена под гайкой) и постучав
ребром ладони по поводку с опущенной щеткой в месте указанном стрелкой с
обозначением нагрузки "Р". Поводок легко сойдет, даже если подкис.
Стучать сильно не рекомендуется, т.к. есть вероятность совершить вояж за новым
стеклом.
Шаг
8. Ключом-шестигранником №5 выкручивается винт (расположен вертикально)
прижима поводка водительской щетки стеклоочистителя. Тем же ключом
выкручивается винт крепления поводка. Второй винт надо выкрутить полностью (и
положить себе в карман), иначе он не даст снять поводок. После чего берется
шлицевая отвертка №7, которая выдержит средний удар молотка и устанавливается в
разрез поводка. Далее по тыльной стороне отвертки нежно наносится 2-3 удара.
Поводок ослабляет хватку и оказывается у вас в руках.
Шаг
9. Вооружившись шлицевой отверткой № 4, аккуратно пытаемся снять пистоны
крепления передних декоративных решеток (раздел 3, п.2 в таблице основных
материалов). Всего их 8 штук и они достаточно капризные. Я заранее взял с собой
запас. Далее снимаем обе решетки.
Отклоняем расширительный
бачок влево (показано стрелкой), так чтобы он не мешался при дальнейших
работах. Будьте осторожны с патрубками и шлангами. Если они очень древние и
потеряли эластичность – это чревато походом в магазин и увеличением бюджета
стройки.
Шаг 10. (Фото №7) торцевым ключом №10 откручиваем
пластиковые центрирующие гайки (их 4 штуки, по 2 с каждой стороны) защитного
металлического кожуха жгутов электропроводов. Гайки такие же, как и те,
которыми крепится к моторному щиту расширительный бачок.
Шаг 11. Бокорезами перекусываем кабельбиндеры крепящие жгуты к защитному кожуху и отодвигаем их как можно ближе вперед, т.е. дальше от моторного щитка.
Шаг 12. Торцевым ключом №7 выкручиваем саморезы с шестигранной головкой (фото №8), которые крепят съемный моторный щиток к кузову автомобиля. С ними придется немного повозиться, особенно с нижним средним. Всего их 5 штук. Забегая вперед, скажу, что при сборке, моторный щиток я закрепил только двумя верхними крайними саморезами. Снизу щиток поджимает металлическая трубка магистрали и у него нет возможности двигаться, а соответственно он никоим образом не может повредить данную трубку либо жгуты проводов (а вот и колхоз).
Шаг 13. Пред нами во всей красе корпус отопителя
(фото №9). Отщелкиваем два верхних крепежа крышки корпуса воздухозаборника,
поддаем верх её немного на себя, одновременно ковыряя нижние защелки, коих 4
штуки. Осматриваем уплотнительную прокладку крышки. Думаю, что она просится на
замену. Заказывать и ждать подобные вещи – резон небольшой, да и зачем
подрывать бюджет, если есть возможность снова отложить на пиво. Просто перед
установкой крышки на место (в процессе сборки), необходимо открыть бутылочку
ацетона и смочив тряпочку, подвергнуть чистке прилегающие плоскости крышки и
корпуса воздухозаборника. Затем нанести в пазы крышки силиконовый герметик,
дать ему постоять 7-10 минут и водрузить на место. Стопроцентная герметичность
стыковки гарантирована и надолго.
6. Замена крыльчаток
моторчика отопителя.
Шаг 14. Желающие, могут отключить минусовую клемму аккумулятора. Перед нашими глазами покоится моторчик отопителя. Правда он спит еще в корпусе воздухозаборника. Чтобы вынуть моторчик надо отвернуть два винта (фото № 10) крестовой отверткой №РН2. Затем поднять вверх металлическую сдвоенную скобу крепления моторчика и приложив некоторое усилие вытащить его на себя (фото №11), а затем отсоединить питающий разъем (фото №12).
Шаг 15. Далее готовим турбозажигалку или малую горелку, зовем второго помощника (но не третьего). (Фото №13) внимательно осматриваем старую крыльчатку. Находим на ней балансные грузики (фото №14) и отмечаем по ним положение крыльчаток друг относительно друга. Внимательно осматриваем старый моторчик. Находим на роторе балансные грузики (напоминает капли пластилина, на моих моторчиках – зеленого цвета) и отмечаем их положение относительно одной из крыльчаток. Если данную операцию провести невнимательно, то может случиться разбалансировка крыльчаток, когда вы их установите на новый моторчик, а значит, неприятная вибрация будет гарантирована. И ещё, запомните или отметьте, какая крыльчатка, с какой стороны стоит. Будет обидно, если вы их установите на новый моторчик наоборот – придется снова снимать.
В моем случае, роль помощника выполняют тиски. Установив в тиски старый моторчик, начинаем греть ось крыльчатки (фото №15-16). Пластик крыльчатки при этом немного подгорит с торца – ничего страшного. Главное, чтобы не горела направляющая, т.е. поверхность крыльчатки, которая контактирует с металлической осью моторчика. Как только крыльчатка начинает проворачиваться на оси, ее надо снимать, подавая в сторону от моторчика и немного покачивая (вращая), при этом помощник держит вторую крыльчатку. Желательно снять крыльчатку за один нагрев, т.к. если этого не получиться, вам придется греть ось еще один раз. Торец оси, при этом, будет находиться уже внутри направляющей крыльчатки, а значит, вы его подожжете, что нежелательно. Одна крыльчатка снята, аналогично поступаем и со второй (фото №17).
Шаг 16. Проверяем
работоспособность нового моторчика мультиметром (тестером) или подаем на него
питание. Работает – хорошо. Немного смазываем оси и устанавливаем крыльчатки.
(фото №18) В моем случае, крыльчатки от руки зашли на оси на ¾, далее я их запрессовал, используя
обычный молоток и торцевую головку №12. Примеряем, укладываем моторчик с
крыльчаткой в корпус, смотрим зазоры с внешних сторон крыльчаток до корпуса
воздухозаборника (чем меньше, тем лучше). Крыльчатки не должны задевать корпус.
Добиваемся нужного размещения путем смещения крыльчаток на оси. Получилось –
хорошо.
Шаг 17. Устанавливаем стационарно моторчик на
место, подключаем разъем, закрепляем скобу винтами (фото №19). Подключаем минусовую клемму на аккумулятор (для тех, кто его
отключал в шаге 14). Заводим двигатель и включаем моторчик, проверяя его работу
на всех скоростях (фото №20). Если моторчик задевает корпус, то его снова
придется снять и отрегулировать положение крыльчаток. Если все работает
нормально, заглушаем двигатель. Устанавливаем на место крышку воздухозаборника
(смотри совет в шаге 13).
Шаг 18. А теперь попробуйте все
это собрать в обратной последовательности.
Удачи на дорогах.
Автором выражается
благодарность millionare на auto.ru за оказанную помощь в размещении материала.